Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в
1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из
истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви.
Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения
от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых
эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны
будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей
век и будущий».
7. Никто не имеет права бить человека, находящегося на земле, либо хватать его
за волосы, брюки или какую-либо часть тела ниже пояса. Человек, упавший на
колени, считается лежащим на земле.
Любой национальный вид кулачного боя всегда включал в себя кроме ударов кулаком,
удары открытой ладонью, локтем, головой, ногами, всевозможные броски и подножки,
болевые и удушающие приемы. Не явилась исключением и Англия, которая раньше
других стран смогла трансформировать феодальную психологию в конструктивное
русло. Стремление придерживаться «джентельменского кодекса поведения»
и строгость английских законов привели к искоренению бытовых вооруженных дуэлей
и стимулировали развитие кулачного боя. Во всех житейских конфликтах было
принято решать вопросы в очном кулачном поединке или же через суд, который в
случае невозможности принять чью-то сторону, так же мог назначить такой же бой,
в котором победитель признавался правым. В то же время появлялись
профессиональные бойцы и школы, где их обучали. По одной из версий, основателем
бокса, считают первого чемпиона Великобритании (1719 г.) Джеймса Фигга. Д. Фигг
первым основал школу кулачного боя, которую назвал «Академией бокса Джеймса
Фигга». Был известен в то время как непобедимый борец, фехтовальщик и мастер боя
на палках. В кулачных боях широко применял приемы борьбы. После получения титула
чемпиона, защищал его с каждым желающим. Наибольшую известность ему принесла
победа над Недом Суттоном, одержанная в 1727 году в присутствии большого
количества зрителей, среди которых присутствовали премьер-министр Роберт Уолсон
и писатель Джонатан Свифт. Встреча состояла из трех поединков поочередно: на
шпагах, палках и кулаках. Все три поединка Джеймс Фигг выиграл. Закончил
спортивные выступления непобежденным. В 1734 году умер от воспаления легких. Ему
приписывали также создание и опубликование первых правил проведения поединков,
которых в то время придерживались далеко не все.
Автор М.Н. Лукашов в своей книге «Слава былых чемпионов» приводит исторический
факт о поединке гренадера из свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии.
Случилось это во время визита русского царя в Англию в 1698 году. На одном из
приемов Петру I один из английских вельмож предложил устроить поединок
английского боксера с одним из солдат его свиты на денежное пари. Поединок
состоялся, гренадер задал англичанину сильнейшую трепку, царь выиграл заклад и в
заключение приказал своим гренадерам показать русскую забаву – кулачный бой «стенка
на стенку».
Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.