df41c461


Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались «своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту: мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке» были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию. С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы обнимались и троекратно целовались.



Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания было два вида состязаний в кулачном бою: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные единоборства – «сам на сам» или «один на один».
С введением перчаток стал возможен выигрыш по очкам, и если раньше побеждал только сильный и выносливый, то теперь мог побеждать более искусный, быстрый и ловкий. Монополия тяжеловесов в боксе закончилась с появлением весовых категорий и сделала бокс более популярным.
Литературные памятники и рисунки дают нам достаточно полные сведения о правилах ведения кулачного боя в Древней Греции, о методах подготовки и системах тренировок бойцов. Для ведения боя бойцы обматывали кулаки мягкими ремнями из сыромятной кожи, которые защищали руки от повреждений подобно современным бинтам, а описания и изображения на вазах и фресках подтверждают, что бои проводились не только на голых кулаках, позже появились даже специальные приспособления для надевания на руки. Начиная с XI–XII веков и до конца IV века до нашей эры бойцы использовали наиболее простую форму перчатки, называемую мейлихай, руки бинтовались трехметровыми ремнями из мягкой бычьей кожи, сыромятной или просто смазанной жиром для придания ей мягкости. Изображения на древних амфорах показывают несколько способов бинтования рук. Чаще всего бинтовали только четыре пальца, затем предплечье. В VI веке до нашей эры появилось совершенно новое вооружение кулака, называемое сфайраем, представление о котором дает скульптура сидящего древнегреческого кулачного бойца – Амина. Эти первые перчатки состояли из двух частей – самой перчатки и кожаного кольца, окружавшего суставы. Кольцо имело ширину примерно 2,5 см и толщину 0,25 см. Перчатка доходила до половины предплечья и заканчивалась толстой полоской из овечьей кожи.
Благодаря усилиям этих людей бокс в СССР был окончательно включен в систему физкультурно-спортивного движения. Большое влияние на решение вопроса о правовом признании бокса оказал и Нарком просвещения СССР Анатолий Васильевич Луначарский. Когда в 1930 году вышла книга А. Гетье и М. Ромма «Английский бокс» в Ленинградском издательстве, с предисловием выступил А. В. Луначарский. Посмотрев перед этим тренировку и состязания боксеров на спортивной площадке, он высказал свое отношение к боксу в предисловии: «…Правильно поставленный бокс может быть чрезвычайно полезен… Тренаж достоин удивления, он охватывает весь организм человека… Формы тренажа бокса, как спорта, дают выносливость, выдержку, бесстрашие, больше, опять-таки, чем какой-нибудь другой спорт… Обычные аргументы против бокса: озлобление от полученных ударов, озверение, продиктованное желанием отомстить. Но есть и другое, что противостоит этим проявлениям: ведение боя в рамках строжайших правил. Это заставляет боксера контролировать свою нервную систему и приучает к корректности в борьбе… Зачем же все-так и друг друга колотить? Но не нужно быть нам слишком сентиментальными – в жизни нам придется еще драться. И как нельзя научить плавать, не бросившись в воду, так нельзя научиться драться, если не подрался сам. Бокс есть наилучший организованный способ подлинной драки, однако подчиненный известным правилам».