Первые сведения о кулачных боях на Руси можно найти в Густинской летописи
датированной 990 годом, и в летописях Нестора 1069 года. Одним из элементов
складывающейся в то время самобытной народной системы физического воспитания
было два вида состязаний в кулачном бою: массовые бои «стенка на стенку» и одиночные
единоборства – «сам на сам» или «один на один».
Пользуясь огромной популярностью в народе, в Москве бои проводились чаще всего
на Каиновой горе в Китай-городе и под старым Каменным или Троицким мостами.
Нередко в боях принимали участие бойцы из лиц дворянского происхождения. Каждая
сторона старалась прорвать оборону «стенки» противника, внести смятение и панику,
напугать и вытеснить с боевой площадки. Отступивший противник
перегруппировывался и снова шел стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из
отдельных схваток и длился до тех пор пока одна из сторон была побеждена и
отказывалась от боя.
В дальнейшем, после завоевания римлянами Греции, появились тяжелые римские
перчатки (с конца IV до XI веков до нашей эры) со свинцом и железом, называемые
цестами. Введение подобных перчаток пагубно отразилось на спортивной культуре и
применялись они только в гладиаторских боях.
Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.
Завоевав Грецию, римляне продолжили Олимпийские игры, но они сильно отличались
от греческих. Организация состязаний напоминала цирковое представление. Кулачные
бои в Древнем Риме были превращены в зрелище для плебса и устраивались на аренах
амфитеатров. Для увеличения разрушительной силы кулака применялись различные
способы его вооружения. Во времена Римской империи на смену древнегреческим «филактериям» –
кожаным лентам, которыми бинтовали руки, пришел «кестус» – прообраз современного
кастета, а затем и чудовищный «мирмекс» – утяжеленная перчатка с шипами.
Квадратная площадка для греческой пигмахии была заменена кругом, чтобы бойцы не
имели возможности избегать ближнего боя. На этом и закончилась история «боя на
кулаках», и на смену ему приходит «пугилистика» – тоже кулачный бой, но уже не в
спортивном, а в гладиаторском смысле этого слова. И в 30 году до н. э. римляне
запретили кулачные поединки между гражданами, перенеся все спортивные страсти на
гладиаторские арены. В 394 году нашей эры по Указу императора Феодосия I,
насаждавшего христианство, Олимпийские игры были запрещены. Спустя еще некоторое
время Олимпию разрушили готы, а в 426 году по приказу Феодосия II римляне сожгли
храм Зевса – центр проведения Олимпийских игр. По инициативе секретаря
Спортивного Союза Франции Пьера Кубертэна в Афинах вновь был зажжен олимпийский
огонь в апреле 1896 года, но на I Олимпийских играх, где участвовало 285
спортсменов из тринадцати стран, не было боксеров.