Первым олимпийским чемпионом был Ономастос из Смирны. Он же составил первый свод
правил бокса, получивший название «Геракловы правила». На XLI Олимпийских играх
в 616 году до н. э. в программу соревнований был включен юношеский бокс. Первым
чемпионом среди юношей стал Филитас из Сиварии на Сицилии. Следует отметить один
интересный факт из правил проведения поединков: если один из спортсменов
чувствовал, что не может продолжать бой, он поднимал руку с открытой ладонью,
либо указательный палец. Это называлось «apokleismos», что значит исключение.
Возможно этот факт напомнит многим современные правила, по которым секундант
выбрасывает полотенце на ринг. В обоих случаях речь идет о здоровье атлета, так
что в отличие от Древнего Рима в Древней Греции существовал гуманный подход к
поединкам. Но тем не менее, поединки были жестокими и часто заканчивались
трагически. История сохранила до наших времен имена выдающихся бойцов тех дней.
Греки составляли пары по жребию, так как в те времена не существовало
классификации бойцов по весовым категориям. Зачастую кулачный бой был монополией
тяжеловесов. Уже в те далекие времена появлялись кулачные бойцы-профессионалы.
Профессионалы зажимали в кулаке металлические и каменные шары. Бой длился до тех
пор, пока один из бойцов не сбивал противника с ног или не наносил ему увечья.
Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в
1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из
истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви.
Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения
от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых
эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны
будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей
век и будущий».
Древние хроники донесли до нас высказывания философа Никандроса, учителя и
наставника пятикратного чемпиона по кулачному бою – Филлиноса: «Ты должен хорошо
понимать, Филинос, сын мой, что для победы в Олимпии недостаточно сильного тела,
если оно не управляется здравым и зрелым умом. Упражнения развивают тело, музыка
развивает душу, а знания развивают разум. Именно так создается красота и
гармония».