df41c461



Развитие кулачных боев на Руси


Судьи избирались из лиц не моложе 40 лет и должны были хорошо знать технику боя и условия состязаний. На всех рисунках кулачного боя гелладоники изображаются с лозой, разветвленной на конце, ударами которой они вмешивались в действия бойцов или разнимали их.
Автор М.Н. Лукашов в своей книге «Слава былых чемпионов» приводит исторический факт о поединке гренадера из свиты Петра I с одним из сильнейших боксеров Англии. Случилось это во время визита русского царя в Англию в 1698 году. На одном из приемов Петру I один из английских вельмож предложил устроить поединок английского боксера с одним из солдат его свиты на денежное пари. Поединок состоялся, гренадер задал англичанину сильнейшую трепку, царь выиграл заклад и в заключение приказал своим гренадерам показать русскую забаву – кулачный бой «стенка на стенку».
Поэтому праздник и получил название Предолимпиада. В ее программу входили международные соревнования по легкой атлетике, футболу, баскетболу, велосипедному, конному и водному спорту, борьбе, поднятию тяжестей и боксу. В связи с тем, что в Москву приехала только часть делегаций по боксу, соревнования были малочисленными. В весе «мухи» – до 50,8 кг участников не было, и боксеры соревновались по семи весовым категориям. Но и здесь было только по 2–3 участника. Боксеры соревновались четыре раунда по три минуты. И фактически это была матчевая встреча команды Москвы и сборной остальных городов. Во всех семи весовых категориях победили москвичи, за исключением полутяжелого веса. Чемпионами стали М. Петров, Г. Рождественский, И. Гагулин, К. Никитин, М. Фомин, А. Анкудинов и П. Никифоров.
Благодаря усилиям этих людей бокс в СССР был окончательно включен в систему физкультурно-спортивного движения. Большое влияние на решение вопроса о правовом признании бокса оказал и Нарком просвещения СССР Анатолий Васильевич Луначарский. Когда в 1930 году вышла книга А. Гетье и М. Ромма «Английский бокс» в Ленинградском издательстве, с предисловием выступил А. В. Луначарский. Посмотрев перед этим тренировку и состязания боксеров на спортивной площадке, он высказал свое отношение к боксу в предисловии: «…Правильно поставленный бокс может быть чрезвычайно полезен… Тренаж достоин удивления, он охватывает весь организм человека… Формы тренажа бокса, как спорта, дают выносливость, выдержку, бесстрашие, больше, опять-таки, чем какой-нибудь другой спорт… Обычные аргументы против бокса: озлобление от полученных ударов, озверение, продиктованное желанием отомстить. Но есть и другое, что противостоит этим проявлениям: ведение боя в рамках строжайших правил. Это заставляет боксера контролировать свою нервную систему и приучает к корректности в борьбе… Зачем же все-так и друг друга колотить? Но не нужно быть нам слишком сентиментальными – в жизни нам придется еще драться. И как нельзя научить плавать, не бросившись в воду, так нельзя научиться драться, если не подрался сам. Бокс есть наилучший организованный способ подлинной драки, однако подчиненный известным правилам».