Другим видом кулачного боя был поединок «сам на сам» – поединок двух кулачных
бойцов. Эта разновидность кулачного боя существовала в Древней Руси как
молодецкая потеха, непременная часть праздничных гуляний. Кроме того, поединок
«сам на сам» был также одним из методов судебного разбирательства жалоб,
взаимных претензий двух обиженных друг на друга лиц. Когда не удавалось
установить ни правого, ни виноватого, в действие вступало «кулачное право». Оба
спорщика сходились в поединке «сам на сам» и победитель объявлялся правым, а
побежденный – виноватым.
В тот сложный период вокруг бокса сложилась тяжелая атмосфера, так как среди
спортивного руководства страны было немало таких, которые считали бокс атрибутом
буржуазного спорта. Им удалось добиться запрета на проведение официальных
соревнований по боксу почти во всех регионах, где этот вид спорта развивался и
набирал силу. Но сторонникам бокса удалось настоять на проведении в 1925 году
Всесоюзной дискуссии на тему: «Быть или не быть боксу в системе общефизического
воспитания трудящихся». Дискуссия длилась до января 1926 года. Для подведения
итогов была создана комиссия из представителей спортивного и профсоюзного
руководства во главе с Зикмундом, Ракитиным, Левиным и специальная медицинская
комиссия в состав которой входили многие известные врачи. Перед комиссией были
проведены четыре боксерских матча с участием боксеров: Анкудинова, Бессонова,
Белохвостова, Бреста, Гетье, Градополова, Ерезова, Селюнина, Князева,
Клаузинского, А. и П. Лебедевых, Пелькина, Мусаилова, Петрова, Павлова,
Руктешеля, Скиндера, Терехова, Турицина, Эберга.
Первые письменные сведения дошли до нас из описаний этого вида состязаний
Гомером. По сохранившимся преданиям, покровителем кулачных боев был сам
древнегреческий бог Аполлон, который победил бога войны Зевса, проявив большое
искусство в ловкости и быстроте. Основоположником бокса греки считали Амыкуса,
который не выпускал из своего государства ни одного чужестранца, не сразившись с
ним в кулачном бою.
Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.