Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.
Возникновение кулачного боя уходит своими корнями в глубокую древность или, как
сказали бы историки, теряется в веках. Египетские иероглифы, датируемые
археологами сороковым веком до н. э. изображают воинов, которые ведут кулачный
бой в кожаных бинтах. Сцены кулачного боя, изображенные на стенах гробниц
фараонов, также подтверждают существование этого вида единоборства в Древнем
Египте. При раскопках в окрестностях Багдада было найдено много плит с
изображением кулачных боев. При раскопках к юго-западу от современного Багдада,
археологи нашли древний город Месопотамии – Вавилон и самый древний памятник,
подтверждающий существование культа кулачных боев – терракотовый барельеф.
Наскальные рисунки, найденные археологами на юге Алжира, подтверждают
существование бокса у народов Африки. Можно предположить, что кулачный бой
распространился из Египта на остров Крит и в Грецию. Раскопки Миносского
лабиринта показали, что бокс был известен еще задолго до возникновения
греческого государства в эпоху расцвета Эгейской культуры.
Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в
1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из
истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви.
Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения
от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых
эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны
будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей
век и будущий».
Занятия в школе вели известные боксеры В. Самойлов, П. Никифоров, позднее А.
Харлампиев. Такая же работа велась в одном из военно-спортивных клубов
Петрограда. Ее вели П. Вертков, Э. Лусталло, И. Граве и позднее В. Осечкин.