Поэтому праздник и получил название Предолимпиада. В ее программу входили
международные соревнования по легкой атлетике, футболу, баскетболу,
велосипедному, конному и водному спорту, борьбе, поднятию тяжестей и боксу. В
связи с тем, что в Москву приехала только часть делегаций по боксу, соревнования
были малочисленными. В весе «мухи» – до 50,8 кг участников не было, и боксеры
соревновались по семи весовым категориям. Но и здесь было только по 2–3
участника. Боксеры соревновались четыре раунда по три минуты. И фактически это
была матчевая встреча команды Москвы и сборной остальных городов. Во всех семи
весовых категориях победили москвичи, за исключением полутяжелого веса.
Чемпионами стали М. Петров, Г. Рождественский, И. Гагулин, К. Никитин, М. Фомин,
А. Анкудинов и П. Никифоров.
Возникновение кулачного боя уходит своими корнями в глубокую древность или, как
сказали бы историки, теряется в веках. Египетские иероглифы, датируемые
археологами сороковым веком до н. э. изображают воинов, которые ведут кулачный
бой в кожаных бинтах. Сцены кулачного боя, изображенные на стенах гробниц
фараонов, также подтверждают существование этого вида единоборства в Древнем
Египте. При раскопках в окрестностях Багдада было найдено много плит с
изображением кулачных боев. При раскопках к юго-западу от современного Багдада,
археологи нашли древний город Месопотамии – Вавилон и самый древний памятник,
подтверждающий существование культа кулачных боев – терракотовый барельеф.
Наскальные рисунки, найденные археологами на юге Алжира, подтверждают
существование бокса у народов Африки. Можно предположить, что кулачный бой
распространился из Египта на остров Крит и в Грецию. Раскопки Миносского
лабиринта показали, что бокс был известен еще задолго до возникновения
греческого государства в эпоху расцвета Эгейской культуры.
С введением кулачного боя в Олимпийские игры, появляются и твердые правила его
проведения. Участникам запрещалось прибегать к каким-либо запрещенным приемам
для достижения победы, а именно: подкупать друг друга, наносить увечья. Устав
запрещал участвовать в играх рабам и варварам. Для того, чтобы быть допущенным к
состязаниям, свободнорожденный грек должен был представить доказательство того,
что он в течение последних 10 месяцев готовился к играм, повседневно упражняясь.
Помимо этого, каждый участник должен был за месяц до начала игр прибыть в
Олимпию, и в течение месяца проходить испытания в олимпийской гимназии, за свой
счет. Естественно, это было не под силу представителям многочисленного
греческого демоса.
Высказывания Сократа, Платона и Аристотеля о кулачном бое, как эстетически
красивом виде упражнений смелых и сильных людей, только подтверждают
популярность этого вида состязаний в Древней Греции. Кулачным боем увлекались
поэты, государственные деятели, писатели. Знаменитый математик Пифагор был
прекрасным бойцом и участвовал в Олимпийских играх.
Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.