Пользуясь огромной популярностью в народе, в Москве бои проводились чаще всего
на Каиновой горе в Китай-городе и под старым Каменным или Троицким мостами.
Нередко в боях принимали участие бойцы из лиц дворянского происхождения. Каждая
сторона старалась прорвать оборону «стенки» противника, внести смятение и панику,
напугать и вытеснить с боевой площадки. Отступивший противник
перегруппировывался и снова шел стеной в атаку. Таким образом, бой состоял из
отдельных схваток и длился до тех пор пока одна из сторон была побеждена и
отказывалась от боя.
Обучение и тренировка спортсменов проходили под руководством специалистов в
особых школах – палестрах. Палестра представляла собой замкнутую колоннаду без
крыши, внутри которой находился зал для упражнений. Пол в палестре был земляной.
Вокруг зала размещались небольшие крытые комнаты для омовений, отдыха,
жертвоприношений и натирания маслом и песком. На тренировках бойцы использовали
перчатки из мягких ремней, голову защищали маской с наушниками, которая,
вероятно шилась из мягкой кожи с подкладкой.
Завоевав Грецию, римляне продолжили Олимпийские игры, но они сильно отличались
от греческих. Организация состязаний напоминала цирковое представление. Кулачные
бои в Древнем Риме были превращены в зрелище для плебса и устраивались на аренах
амфитеатров. Для увеличения разрушительной силы кулака применялись различные
способы его вооружения. Во времена Римской империи на смену древнегреческим «филактериям» –
кожаным лентам, которыми бинтовали руки, пришел «кестус» – прообраз современного
кастета, а затем и чудовищный «мирмекс» – утяжеленная перчатка с шипами.
Квадратная площадка для греческой пигмахии была заменена кругом, чтобы бойцы не
имели возможности избегать ближнего боя. На этом и закончилась история «боя на
кулаках», и на смену ему приходит «пугилистика» – тоже кулачный бой, но уже не в
спортивном, а в гладиаторском смысле этого слова. И в 30 году до н. э. римляне
запретили кулачные поединки между гражданами, перенеся все спортивные страсти на
гладиаторские арены. В 394 году нашей эры по Указу императора Феодосия I,
насаждавшего христианство, Олимпийские игры были запрещены. Спустя еще некоторое
время Олимпию разрушили готы, а в 426 году по приказу Феодосия II римляне сожгли
храм Зевса – центр проведения Олимпийских игр. По инициативе секретаря
Спортивного Союза Франции Пьера Кубертэна в Афинах вновь был зажжен олимпийский
огонь в апреле 1896 года, но на I Олимпийских играх, где участвовало 285
спортсменов из тринадцати стран, не было боксеров.
Несмотря на постоянные запреты церкви, народ продолжал любить кулачные бои.
Период развития капитализма в России был ознаменован появлением боев на деньги.
Организаторами стали купцы и фабриканты. Они нанимали бойцов и напускали их друг
на друга, подобно петушинным боям, заключая пари и делая заклады.