Английский бокс
Особенно популярной была форма «Стенка на стенку», в которой строго различались
«своя» и «чужая» стороны. «Стенка на стенку» – вид кулачного боя, когда бойцы
выстраивались и шли в бой друг на друга плотной стеной. В каждой команде
выделялись сотские и десятские. Они выстраивали стенку, распределяли бойцов на
места в ней, проверяли, чтобы в рукавицах бойцов не было никаких посторонних
предметов. За «закладку» жестоко карали свои же бойцы. Количество бойцов в
каждой стенке было одинаковое. Стенка должна была быть одинаковой и по возрасту:
мужики с мужиками, юноши с юношами, мальчишки с мальчишками. В каждой «стенке»
были 2–3 главных, наиболее сильных и ловких бойца – «забойщики», которые
бросались туда, где стенка начинала слабеть и сдавать. Сотские и десятские
следили за соблюдением правил. Фамилии сотских и десятских сообщались в полицию.
С них был главный спрос за беспорядки на поле боя. Обычно сражения «стенка на
стенку» строились в три очереди. Сначала в бой шли мальчишки, их сменяли безусые
неженатые юнцы, после юнцов в бой вступали мужики. Перед единоборством бойцы
обнимались и троекратно целовались.
Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в
1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из
истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви.
Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения
от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых
эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны
будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей
век и будущий».
Благодаря усилиям этих людей бокс в СССР был окончательно включен в систему
физкультурно-спортивного движения. Большое влияние на решение вопроса о правовом
признании бокса оказал и Нарком просвещения СССР Анатолий Васильевич
Луначарский. Когда в 1930 году вышла книга А. Гетье и М. Ромма «Английский бокс»
в Ленинградском издательстве, с предисловием выступил А. В. Луначарский.
Посмотрев перед этим тренировку и состязания боксеров на спортивной площадке, он
высказал свое отношение к боксу в предисловии: «…Правильно поставленный бокс
может быть чрезвычайно полезен… Тренаж достоин удивления, он охватывает весь
организм человека… Формы тренажа бокса, как спорта, дают выносливость, выдержку,
бесстрашие, больше, опять-таки, чем какой-нибудь другой спорт… Обычные аргументы
против бокса: озлобление от полученных ударов, озверение, продиктованное
желанием отомстить. Но есть и другое, что противостоит этим проявлениям: ведение
боя в рамках строжайших правил. Это заставляет боксера контролировать свою
нервную систему и приучает к корректности в борьбе… Зачем же все-так и друг
друга колотить? Но не нужно быть нам слишком сентиментальными – в жизни нам
придется еще драться. И как нельзя научить плавать, не бросившись в воду, так
нельзя научиться драться, если не подрался сам. Бокс есть наилучший
организованный способ подлинной драки, однако подчиненный известным правилам».
Несмотря на постоянные запреты церкви, народ продолжал любить кулачные бои.
Период развития капитализма в России был ознаменован появлением боев на деньги.
Организаторами стали купцы и фабриканты. Они нанимали бойцов и напускали их друг
на друга, подобно петушинным боям, заключая пари и делая заклады.