Другим видом кулачного боя был поединок «сам на сам» – поединок двух кулачных
бойцов. Эта разновидность кулачного боя существовала в Древней Руси как
молодецкая потеха, непременная часть праздничных гуляний. Кроме того, поединок
«сам на сам» был также одним из методов судебного разбирательства жалоб,
взаимных претензий двух обиженных друг на друга лиц. Когда не удавалось
установить ни правого, ни виноватого, в действие вступало «кулачное право». Оба
спорщика сходились в поединке «сам на сам» и победитель объявлялся правым, а
побежденный – виноватым.
Если функция мейлихай была только предохранять кисть от травм, то сфайрай
предназначался для увеличения ударной силы.
Олимпия – небольшой город в северо-западе Пелопенеса Древней Греции. Из многих
городов Олимпия была выбрана для проведения состязаний по многим причинам: легко
доступное для подъезда и подхода, и хорошо защищенное от ветров и непогоды место.
К Олимпии примыкает священная гора Алтия, в которой, по преданию, находится
святилище Геры – царицы богов и жены Зевса, и могила Пелопса – царя Элиды и
Южной Греции. Роща Алтия с давних времен служила грекам местом для совершения
обрядов и ритуалов. Как показали раскопки археологов, в Олимпии было построено
пять стадионов. Каждый из них предназначался для определенного вида состязаний.
Состязания в Олимпии и получили название Олимпийских Игр.
Еще в Лаврентьевской летописи, написанной монахом Лаврентием и другими писцами в
1377 году, упоминается о запрете кулачных боев. Среди различных сведений из
истории Древней Руси можно найти и более ранние упоминания о запретах церкви.
Описывается факт проклятия митрополитом Кириллом в 1274 году и угроза отлучения
от церкви кулачных бойцов: «Узнал я, что держатся бесовского обычая проклятых
эллин: в божественные праздники со свистом, кличем и боем бьются… Да изгнаны
будут от сынов божьих церквей, а случайно убитые в этих боях будут прокляты сей
век и будущий».